Тема - любовь. Вариации же таковы. Причудливый любовный треугольник образуют провинциалка-гидэсса и парочка командированных, москвичей-адвокатов, старый и помоложе. Старикан западает на замужнюю дамочку, начинается переписка, дамочка бросает "скушного" мужа. Далее следует полуневольный розыгрыш, но о деталях оного лучше умолчать, чтобы не портить зрителям впечатление. Старикан страсть как благороден. Романтически возвышенные чувства, нерастраченные идеалы служения людям и справедливости. Сто пудов благородства! Умен, красноречив, затейлив. Даже странно, что он дожил аж до наших дней, нисколько не запятнав своих адвокатских причиндалов. Уникальный сухофрукт. Впрочем, старческая греза советского драматурга Алешина была написана в конце 1970-х, а тогда, если кто помнит, 70 лет считались самым началом зрелого мужского расцвета. Ветшавший генсек делал вид, что есть еще порох в пороховницах. Массовка делала вид, что ему поверила. Нынче, однако, погоды другие. С ветерком, с матерком. И там и сям правит бал непочтительная молодежь, щеголяет сортирным юмором, козлиными повадками. А старики не в моде. И этот мотив исторического облома с пронзительной остротой звучит в спектакле. Режиссер предлагает нам признать право благородного старика на жизнь и счастье. Тем паче, что исполнитель главной роли Феликс Раздьяконов куда как молод душой. Он был и остается главным героем-любовником волковской сцены. Есть привкус дежа-вю в его сценическом дуэте с Татьяной Гладенко. Где-то когда-то что-то такое уже было... Ну и пусть. Тем более, что нынче Раздьяконов привносит в роль новые краски. Его герой в той же мере пробуждает в себе юный трепет страсти, в какой томится от одиночества, от стариковской неприкаянности. Он - берите выше - реликтовый мамонт в мире овец и баранов. Одинокий, тоскующий мамонт. Поначалу он пытается только чем-то занять душу. Ему по-стариковски хочется надавать советов молодящейся южной красотке. Поучать и наставлять. А уж потом начинаются перипетии. Гладенко украшает свою героиню бытовыми красками. По сцене прыгает бойкая малороссийская простушка-хохотушка. Но ведь и простушки любить умеют. Может быть, они-то как раз и умеют. Актриса виртуозно меняет регистры, переходя от этой простоты к почти аристократической "изячности" - и обратно. Болтушка на поверку оказывается драматической и романтической натурой, она остро переживает несовершенство бытия, не хочет увязать в быте, как муха в сиропе. Вот и повод уйти от занудливого муженька, пуститься во все амурные тяжкие. Ну а когда и тут случается внезапный подвох, наша героиня по-настоящему страдает. Крупным планом. Убедителен и Анатолий Пешков. Его герой - прагматик, иронический скептик, невольный и вольный обманщик. Актер убеждает с первого своего появления на сцене. Гладенко и Раздьяконов входят в свои роли медленнее, но по итогу также с немалым успехом. В результате появился хороший, психологически осмысленный спектакль. Режиссер тонко чувствует специфику камерной сцены и отлично строит план контакта актеров с залом. История, рассказанная театром, незамысловата, но потому, может статься, и волнует зрителей. По ходу действия иной раз они реагируют на происходящее с неожиданным простодушием. Вспоминаю дамочку из первого ряда, которая в ответ на риторический вопрос героя Раздьяконова недолго думая посоветовала ему забыть о возрасте и ковать железо, пока горячо. На снимках: Анатолий ПЕШКОВ в роли скептика; Татьяна ГЛАДЕНКО и Феликс РАЗДЬЯКОНОВ в спектакле "Тема с вариациями". Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ.